Нотариат в системе электронного документооборота

27.03.2012

            Шифрование берет свое начало в глубокой древности. Так, еще Цезарь создал классический шифр, который носит его имя. Тем не менее, в течение многих тысяч лет люди обходились папирусом, сургучной печатью и простым росчерком пера. История электронной цифровой подписи насчитывает не более трех десятков лет. В 1979 году У. Диффи и М. Хеллманом было впервые было предложено понятие "электронная цифровая подпись" (далее - ЭЦП).

            ЭЦП уже существует во многих странах мира и признается аналогом собственноручной подписи. В числе первых, принявших соответствующий закон в  2000 году, были Соединенные Штаты Америки.

Согласно новому закону граждане смогли подписывать электронной подписью чеки, контракты и другие документы. С тех пор, расплатившись кредитной картой, в любом американском магазине, достаточно лишь поставить свой автограф прямо на экране специального устройства для считывания информации с карты, и подпись будет напечатана на кассовом чеке.

        Принятие закона позволило применять электронную подпись и при оформлении отношений между субъектами различных штатов и государств. Примечательно, что закон носит разрешительный характер, то есть он разрешает, но не обязывает сторону при подписании документа использовать электронную подпись.

             При этом действие закона не распространяется на некоторые категории документов, к которым относятся документы, направляемые в федеральные органы власти и в органы власти штатов, документы судопроизводства, некоторые виды документов страховых компаний и коммунальных служб, завещания, доверенности, документы о разводе и об усыновлении и некоторые другие.

        Почти через год, в июле 2001 года, Европейская комиссия также приняла директиву, юридически признающую электронную подпись (EU Digital Signature Directive), и практически все пятнадцать государств — членов Европейского Союза единовременно согласовали с ней свои внутренние законодательства.

             Европейским лидером в процессе внедрения ЭЦП традиционно является Германия, которая в настоящий момент работает над стандартизацией технологии мобильной цифровой подписи, что должно послужить толчком к развитию коммерческих операций с использованием сотовых телефонов и персональных цифровых устройств.

          Система электронных подписей широко используется в Эстонской Республике, где введена программа ID-карт, которыми снабжены 3/4 населения страны. При помощи электронной подписи в марте 2007 года были проведены выборы в местный парламент — Рийгикогу. Кроме того, при помощи электронной подписи можно отправить налоговую декларацию, таможенную декларацию, различные анкеты как в местные самоуправления, так и в государственные органы. Эстонская ID-карта является обязательной для всех жителей с 15 лет, проживающих временно или постоянно на территории Эстонии.

        В России активная разработка государственных стандартов ЭЦП проводилась, начиная с 1994 года. Сегодня существует несколько государственных стандартов подписей, имеющих различные алгоритмы шифрования. Таким образом, термины "электронная подпись" и "электронная цифровая подпись" являются синонимами, подразумевая под собой лишь различия алгоритмов.

         8 апреля 2011 года в России вступил в силу федеральный закон «Об электронной подписи». Теперь граждане и юридические лица могут оформить цифровую подпись, которую можно будет использовать наравне с традиционной подписью на бумаге.

        Цифровая подпись предназначена для использования в электронных документах, в частности, при обращении в государственные службы и ведомства.

        Отвечать за выдачу электронных подписей будут удостоверяющие центры, работу которых будут регулировать уполномоченные федеральные органы. Именно удостоверяющие центры будут принимать обращения граждан и выдавать ключи подписи, ключи проверки подписи, а также сертификаты ключей проверки.

          В этих сертификатах будет указываться информация о владельце электронной подписи. При этом они будут иметь ограниченный срок действия. В федеральном законе не уточняется, каким именно будет этот срок.

         Сегодня создан Удостоверяющий Центр Нотариата России, который, как планируется, до конца года выдаст электронные ключи практически всем нотариусам. Уже сформировано пространство электронного доверия с Федеральной налоговой службой и бюро кредитных историй Центробанка. В порядке эксперимента устанавливаются подобные каналы с Росреестром и Федеральной миграционной службой. Работа строится так: нотариус посылает в электронной форме запрос и получает в ответ юридически значимый документ.

        В ближайшее время в тестовом режиме заработает электронная переписка между нотариусами и Сбербанком. Предполагается, что ФНП и крупнейший банк России выработают принципы обмена информацией с использованием новых технологий, в частности, электронной цифровой подписи нотариуса. Прежде всего, речь идет о наследственных делах, поскольку, на сегодняшний день, розыск вкладов наследодателя представляет собой определенную проблему, затратную как по времени, так и по прилагаемым усилиям со стороны наследников и нотариуса. В перспективе с помощью электронных коммуникаций и ЭЦП планируется оптимизировать поиск имущества наследодателя, установить единый стандарт взаимодействия нотариуса и банка, снизить расходы за счет отказа от почтовых услуг.

          Удостоверяющий Центр Нотариата России получил регистрацию в перечне аккредитованных центров Росреестра. Иными словами - вошел в доверие. Теперь любой нотариус сможет получать юридически значимые выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по электронным каналам связи.

          Первым новую систему протестировала президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. Как сообщает пресс-служба палаты, она с помощью своего электронного ключа связалась с Росреестром и запросила необходимую информацию по интересующему объекту недвижимого имущества, который рассматривается в качестве нового офиса ФНП. «Для граждан это нововведение означает одно: зайдя в любую нотариальную контору, обыватель может в течение 10 минут отправить запрос в органы регистрации по любому жилому или нежилому помещению и на следующий день получить ответ», - рассказывают в пресс-службе ФНП.

       Другой формой участия нотариата в электронном документообороте является информационное сотрудничество между нотариатом и органами ФНС. Начиная со второго квартала 2011 года, появилась возможность представить заявление о государственной регистрации в электронном виде при регистрации юридических лиц на территории города Москвы. Как известно, нотариус города Москвы Александр Царелунго совершил первое нотариальное действие с помощью электронной цифровой подписи. В тот день, когда страна и мир отмечали 50-летие первого полета в Космос, нотариус Александр Царелунго засвидетельствовал подлинность подписи на заявлении и совершил с помощью цифровых каналов связи передачу документов для регистрации в Налоговую инспекцию. Содержание заявления - внесение изменений в устав ООО и смена генерального директора. Слаженный электронный документооборот нотариуса в дальнейшем позволит всю процедуру регистрации юридического лица осуществлять в электронном виде.